УТВЕРЖДЕНЫ протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по отражению в государственных программах Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая формирование соответствующих показателей 2015 год СОДЕРЖАНИЕ Список сокращений…………………………………………….…..….………… 3 Термины и определения……………………………………………….………… 4 1. Общие положения……………………………………………………………... 6 2. Современное состояние функциональных подсистем РСЧС………………. 6 3. Рекомендации федеральным органам исполнительной власти, входящих в РСЧС, по отражению в государственных программах Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности функциональных подсистем РСЧС…………………………………………………………………………….... 7 4. Рекомендации по формированию соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий, направленных на развитие и повышение готовности функциональных подсистем РСЧС………………………………………………………………….. 8 5. Предложения в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности функциональных подсистем РСЧС………………………………….…………………………………………. 12 Перечень нормативных правовых актов…………………...………………….. 13 Список сокращений АСДНР аварийно-спасательные и другие неотложные работы ЗНТЧС защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций РСЧС единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФОИВ федеральный орган исполнительной власти ФП функциональная подсистема ЧС чрезвычайная ситуация Термины и определения Государственная программа – система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – система наблюдений, производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [ГОСТ Р 22.1.15-2014, статья 3.1]. Деструктивные события – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и происшествия на водных объектах Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Документ стратегического планирования – документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, статья 3. Защитное сооружение гражданской обороны – специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника СП 88.13330.2014. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2. Функциональные подсистемы РСЧС – создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций [Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, пункт 4]. РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ, статья 4. Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, статья 3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, статья 1. 1. Общие положения 1.1. Методические рекомендации по отражению в государственных программах Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), включая формирование соответствующих показателей, предназначены для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 1.2. Методические рекомендации подготовлены в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственных программ Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № Пр-2333 в соответствии с п. 1 раздела V протокола от 17.04.2015 № 4 заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (образована постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11) в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти в разработке государственных программ Российской Федерации в части развития и повышения готовности находящихся в их ведении функциональных подсистем (ФП) РСЧС. 1.3. Для планирования, реализации и оценки эффективности мероприятий по развитию и повышению готовности функциональных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций, при подготовке предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации целесообразно предусмотреть выделение самостоятельных (отдельных) основных мероприятий (мероприятий), направленных на создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств ФП РСЧС. 2. Современное состояние функциональных подсистемы РСЧС 2.1. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» создана единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав РСЧС входят 18 федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которыми создано 45 функциональных подсистем РСЧС. 2.2. В соответствии с п. 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2003 № 794, для каждой функциональной подсистемы разрабатывается положения о ней, которое утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, которым создается функциональная подсистема РСЧС, и согласовывается с МЧС России. В настоящее время положения функциональных подсистемах федеральными органами исполнительной власти разработаны и согласованы с МЧС России не в полном объеме и требуется завершение данной работы. 3. Рекомендации федеральным органам исполнительной власти, входящих в РСЧС, по отражению в государственных программах Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности функциональных подсистем РСЧС Анализ государственных программ Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р, показал, что федеральные органы исполнительной власти, входящие в РСЧС, являются ответственными исполнителями, соисполнителями или участниками 22-х государственных программ Российской Федерации, в которых представляется целесообразным отразить вопросы по развитию и повышению готовности функциональных подсистем РСЧС. 3.1. В целях обоснования ресурсного обеспечения, планирования, реализации и оценки эффективности мероприятий по развитию и повышению готовности функциональных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций, рекомендуется при разработке (корректировке) государственных программ Российской Федерации, в реализации которых они участвуют, предусмотреть выделение самостоятельных основных мероприятий (мероприятий), направленных на обеспечение безопасности населения и территорий от ЧС в сфере деятельности ФОИВ и уполномоченных организаций, развитие и поддержание в постоянной готовности сил и средств функциональных подсистем РСЧС, а также на повышение защищенности объектов, находящихся в их ведении, от ЧС и других деструктивных событий. 3.2. Состав и содержание мероприятий, требуемое ресурсное обеспечение определяются в соответствии с положениями о функциональных подсистемах РСЧС, в которых должны быть определены: общие положения; цель, задачи и функции ФП РСЧС; организация управления ФП РСЧС; силы и средства ФП РСЧС; режимы функционирования ФП РСЧС; деятельность ФП РСЧС в различных режимах функционирования; информационное обеспечение ФП РСЧС; материально-техническое обеспечение ФП РСЧС; финансовое обеспечение ФП РСЧС. 3.3. В целях планирования работы по реализации мероприятий, осуществления мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, должны быть предусмотрены соответствующие показатели и индикаторы хода их реализации и степени достижения цели проводимых мероприятий. 4. Рекомендации по формированию соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий, направленных на развитие и повышение готовности функциональных подсистем РСЧС В ходе реализации программных мероприятий, направленных на развитие и повышение готовности функциональных подсистем РСЧС, особое внимание необходимо уделить выбору системы показателей (индикаторов) результативности программных мероприятий. 4.1. При выборе показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями: показатели должны соответствовать целям функционирования подсистемы РСЧС, а также программным целям, в минимальной степени зависеть от реализации других программ; показатели должны, по возможности, отражать обобщѐнные критерии эффективности РСЧС – снижение количества деструктивных событий (чрезвычайных ситуаций, пожаров), количество погибших, пострадавших и материальный ущерб; показатели должны быть сопоставимы во времени; определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации данных; процедура сбора данных должна обеспечивать объективность и не допускать фальсификации отчетных данных; показатели не должны быть излишне сложными, чтобы их использование не затрудняло сбор и интерпретацию информации. 4.2. На основе проведенного анализа функциональных подсистем РСЧС и государственных программ Российской Федерации с учетом вышеперечисленных рекомендаций предлагается использовать три группы показателей (индикаторов), характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации по обеспечению функционирования созданной функциональной подсистемы РСЧС: 1) показатели уровня готовности ФП РСЧС к выполнению задач по предназначению; 2) показатели результативности выполнения программных мероприятий по развитию ФП РСЧС; 3) показатели результативности функционирования ФП РСЧС. 4.3. В качестве показателей (индикаторов) уровня готовности ФП РСЧС могут быть использованы: укомплектованность личным составом сил ФП РСЧС, в процентах; доля руководящего состава и персонала ФП РСЧС, прошедшего подготовку (обучение) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности органа исполнительной власти или уполномоченной организации, в процентах; уровень оснащенности подразделений необходимыми техническими средствами и имуществом, в процентах; оснащенность сил ФП РСЧС современными образцами специальной техники и оборудования, в процентах; степень обеспечения готовности сил и средств ФП РСЧС к выполнению всего спектра задач по предназначению, в том числе по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в процентах; уровень готовности сил функциональных подсистем РСЧС к экстренному реагированию, в процентах; доля подведомственных объектов, на которых проведены мероприятия по повышению устойчивости их функционирования, в процентах; доля пунктов управления, находящихся в дежурном режиме, к требуемому количеству пунктов, в процентах; степень обеспеченности запасами материальных и иных средств для восстановления объектов, в процентах; доля оповещаемого персонала об опасности в течение определенного (установленного) времени, в процентах; доля наибольшей работающей смены, укрываемой в защитных сооружениях, в процентах; доля сохранения основных производственных фондов при возникновении ЧС, в процентах, и т.п. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, которые определяются с учетом ресурсного обеспечения программных мероприятий. 4.4. В качестве показателей (индикаторов) результативности выполнения программных мероприятий по развитию ФП РСЧС могут быть использованы: выполнение планов закупок, строительства и ввода объектов в эксплуатацию в целях развития ФП РСЧС, в процентах; выполнение планов проверок подведомственных объектов и подразделений, в процентах; выполнение планов подготовки (переподготовки, обучения) руководящего состава и персонала ФП РСЧС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в процентах, и т. п. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, которые определяются с учетом ресурсного обеспечения программных мероприятий. 4.5. В качестве показателей, характеризующих результативность (эффективность) деятельности функциональной подсистемы РСЧС, целесообразно использовать показатели степени выполнения ФП РСЧС задач по предназначению в соответствии со спецификой системы. При возможности, могут быть использованы показатели результативности деятельности по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, такие как: снижение количества деструктивных событий (количества ЧС, аварий, пожаров, других нештатных ситуаций на подведомственных объектах); снижение экономического ущерба от деструктивных событий (ЧС, аварий, пожаров, других нештатных ситуаций на подведомственных объектах) и т.п. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, которые определяются с учетом ресурсного обеспечения программных мероприятий. 4.6. В качестве обобщенного показателя, характеризующего деятельность федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации по защите населения и территорий от ЧС в сфере своей деятельности, в том числе по развитию и повышению готовности созданной им функциональной подсистемы РСЧС, рекомендуется использовать показатель, определяемый по формуле: ПФОИВ = А*ГФП РСЧС + В*РФП РСЧС + С*ЭФП РСЧС, где А, В и С – весовые коэффициенты выше определенных обобщенных показателей готовности ФП РСЧС, результативности выполнения программных мероприятий по развитию ФП РСЧС и результативности (эффективности) функционирования ФП РСЧС. 4.7. Для получения информации о значениях используемых показателей готовности ФП РСЧС и результативности планируемых мероприятий и деятельности системы можно использовать: статистическую или ведомственную отчетность (информацию); расчеты по утвержденным федеральным органами исполнительной власти методикам, которые необходимо приводить в дополнительных и обосновывающих материалах к государственным программам; данные оценок независимыми экспертами состояния рассматриваемых объектов. 5. Предложения в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности функциональных подсистем РСЧС При формировании перечня мероприятий для отражения в государственной программе деятельности федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации по реализации возложенных полномочий по вопросам развития и повышения готовности функциональных подсистем РСЧС, необходимо учитывать следующие основные направления деятельности РСЧС: развитие системы мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных и биолого-социальных процессов и явлений; предупреждение и ликвидация деструктивных событий на подведомственных объектах федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав РСЧС, в том числе на критически важных и потенциально опасных объектах; организация и координация деятельности подведомственных поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасении людей; организация работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; обеспечение социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; создание, содержание и освежение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и проведение первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах и территориях; совершенствование деятельности органов управления функциональных подсистем РСЧС и систем оповещения и информирования населения; повышение уровня готовности и оперативности реагирования сил и средств ФП РСЧС на чрезвычайные ситуации; оснащение сил и средств ФП РСЧС современными аварийно-спасательными средствами; совершенствование технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Перечень нормативных правовых актов 1. Конституция Российской Федерации. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». 11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы». 12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». 13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». 14. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». 15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». 16. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования" на 2013 - 2020 годы». 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». 20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». 21. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». 22. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы». 23. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы». 24. Постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2014 г. № 506-12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». 25. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». 26. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». 27. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом». 28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «О перечне государственных программ Российской Федерации». 29. Приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». 30. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
|