1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Бюджетная реформа, осуществляемая в Российской Федерации, Астраханской области и в том числе в Районе, поставила перед финансовыми органами задачу повышения эффективности бюджетных расходов. Это нашло отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в мае 2004 года. В дальнейшем мероприятия по повышению качества бюджетного планирования бюджетных расходов были обозначены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». В настоящее время принята Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №2593-р.
Ведомственная целевая программа «Реформирование муниципальных финансов муниципального образования «Енотаевский район» (далее - Программа) направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти Района и органов местного самоуправления Поселений, выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Актуальность повышения эффективности бюджетных расходов Района на 2016-2018 годы вызвана необходимостью формирования долгосрочных конкурентных преимуществ Района, что будет способствовать росту социальных показателей уровня и качества жизни населения Района, повышению доверия населения к органам муниципальной власти, создаст дополнительные предпосылки развития экономики.
В настоящее время особую актуальность приобретают решения, нацеленные на выявление внутренних финансовых резервов Района для оперативного решения стратегических задач, стоящих перед органами муниципальной власти. Таким решением является дальнейшее внедрение и развитие программных продуктов по планированию и исполнению бюджета, автоматизирующих все этапы бюджетного процесса. Использование данных мероприятий позволяет:
- оперативно анализировать исполнение бюджета, своевременно выявлять диспропорции в структуре и динамике показателей бюджета;
- проводить оценку эффективности расходов отраслей социальной сферы.
Бюджет Района исполняется в рамках функционирования казначейской системы, что позволяет более результативно и эффективно использовать средства, выделяемые из бюджета Района на финансирование бюджетополучателей, в полном объеме учитывать бюджетные обязательства, заключаемые муниципальными учреждениями района, не допускать возникновения несанкционированной кредиторской задолженности, минимизировать объемы невыясненных поступлений на счете бюджета Района, своевременно зачислять доходы в бюджет Района, осуществлять учет всех поступлений в разрезе кодов бюджетной классификации и администраторов поступлений в бюджет, обеспечить сохранность бюджетных средств. Применяемые в процессе исполнения бюджета «Веб-технологии» позволяют проводить анализ и определять цели на будущее для организации грамотной информационной политики, которая позволяет органам муниципальной власти Района оперативно получать доступ к интересующей их информации и рационально принимать управленческие решения, обеспечивать прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджета, повышать оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности.
Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами, которая:
- обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов муниципальной власти Района и органов местного самоуправления Поселений;
- создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг.
Наиболее актуальным направлением повышения эффективности бюджетного процесса является формирование нового уровня качества управления общественными финансами.
Первоочередное значение имеют такие элементы финансового менеджмента, как бюджетное планирование, управление бюджетными расходами (с упором на эффективность и результативность).
Программой предусмотрена организация семинаров по повышению уровня квалификации участников бюджетного процесса Района по актуальным темам нововведений бюджетного законодательства.
Объект Программы:
- политика по обеспечению функционирования бюджетной системы Района.
Предмет регулирования Программы - деятельность финансового управления администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее - Управление), главных распорядителей бюджетных средств Района (далее - Распорядители).
Обоснование разработки Программы:
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
- Федеральный Закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
- Решение Совета муниципального образования «Енотаевский район» от 09.02.2012 №2 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Енотаевский район» в новой редакции».
- Решение Совета муниципального образования «Енотаевский район» от 24.06.2014 №29 «Об утверждении порядков перечисления (предоставления) иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Енотаевский район» муниципальным образованиям поселений, расположенным на территории муниципального образования «Енотаевский район».
- Постановление администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 04.08.2014 №740 «Об утверждении Положения о Порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ муниципального образования «Енотаевский район».
Соответствие Программы задачам социально-экономического развития муниципального образования «Енотаевский район».
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Района и функционирования бюджетной системы.
Программа определяет основные направления развития и функционирования бюджетной системы Района и предусматривает мероприятия по повышению эффективности деятельности структурных подразделений администрации Района и Поселений по осуществлению бюджетного процесса.
Реализация программы направлена на повышение эффективности деятельности Распорядителей и получателей бюджетных средств по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
2. Цели и задачи ведомственной целевой программы Ведомственная целевая программа направлена на реализацию
следующих целей и задач:
3. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы, целевые индикаторы и показатели эффективности Ожидаемыми результатами от реализации программы должны стать:
- повышение уровня технической оснащенности финансового органа Района;
- поднятие на качественно более высокий уровень управления бюджетом при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение прозрачности бюджетной системы и бюджетного процесса;
- повышение уровня квалификации муниципальных служащих.
Достижение перечисленных результатов является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами.
Основной экономический эффект от реализации данной Программы будет получен за счет внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом.
Выполнение указанных мероприятий, затрагивающих не только финансово-бюджетный процесс, но и всю социальную сферу, безусловно, даст положительный социальный эффект, повысит эффективность бюджетных расходов.
Целевые индикаторы и показатели Программы
1. Увеличение средней комплексной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса.
2. Уровень автоматизации процесса исполнения бюджета Района.
3. Уровень автоматизации процесса планирования бюджета Района.
4. Уровень достижения максимально возможной комплексной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса.
4. Сроки и этапы реализации ведомственной целевой программы Реализация Программы рассчитана на 2016-2018 годы. Программа реализуется в один этап.
5. Перечень основных мероприятий ведомственной целевой программы - Поддержание работоспособного состояния программно-аппаратных комплексов Управления;
- Расширение функциональных возможностей для обработки информации сотрудниками Управления;
- Развитие системы электронного документооборота между Управлением и участниками бюджетного процесса;
- Участие и организация семинаров для повышения квалификации сотрудников Управления, главных распорядителей бюджетных средств, Поселений.
6. Механизм реализации ведомственной целевой программы Управление как заказчик Программы:
- уточняет мероприятия и объемы финансирования с учетом ежегодно выделяемых финансовых средств;
- разрабатывает муниципальные правовые акты для реализации Программы;
- координирует деятельность, обеспечивает руководство и текущее управление реализацией Программы;
Неотъемлемым элементом реализации Программы является её мониторинг, осуществляемый с помощью проведения ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий.
7. Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы Повышение качества управления общественными финансами достигается за счет комплексной реализации мероприятий программы, касающихся в первую очередь реформы бюджетного процесса и управления расходами, введения бюджетирования ориентированного на результат с одновременным внедрением нового инструментария, обеспечивающего качественное улучшение управления общественными финансами.
Расходы на подготовку кадров обусловлены необходимостью повышения квалификации сотрудников финансового органа по вопросам управления муниципальными финансами.
Расчетные обоснования запланированных сумм расходов на реализацию программы приведены в таблице 1.
Объемы финансирования ведомственной целевой программы из бюджета Района в 2016-2018 года составляют 1605,0 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 535,0 тыс. руб.
2017 год - 535,0 тыс. руб.
2018 год - 535,0 тыс. руб.
8. Управление реализацией ведомственной целевой программы и контроль за ходом её исполнения. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется начальником Управления.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Управлением.
Управление:
- организует реализацию Программы, вносит предложения о внесении изменений в Программу и несет ответственность за достижение целевых показателей и индикаторов Программы, а также конечных результатов ее реализации;
- ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Отдел экономики отчеты об исполнении Программы для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы;
- ежегодно проводит оценку эффективности Программы;
- ежегодно, до 15 февраля подготавливает годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы (далее - Годовой отчет) и представляет его в Отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования «Енотаевский район».
9. Оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы Эффективность реализации выполнения Программы определятся на основе положительной динамики промежуточных значений показателей по результатам реализации мероприятий.
Реализация Программы позволит повысить эффективность расходов бюджета Района и качество управления бюджетными средствами Распорядителями.
Эффект от реализации программы состоит в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в:
- развитии информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов муниципальной власти;
- совершенствовании программно-целевого принципа организации деятельности органов муниципальной власти Района;
- развитии системы муниципального управления благодаря повышению квалификации участников бюджетного процесса Района.
Иерархический перечень и характеристика целей, задач, мероприятий, индикаторов (показателей) и результатов программы - приведены в таблице 2.
Приложение 2
к постановлению администрации
муниципального образования
«Енотаевский район»
от 07.10.2015 №667
Краткая информация
о постановлении администрации муниципального образования
«Енотаевский район» от 07.10.2015 №667 «Об утверждении ведомственной
целевой программы «Реформирование муниципальных финансов
муниципального образования «Енотаевский район»
Ведомственная целевая программа «Реформирование муниципальных финансов муниципального образования «Енотаевский район» утверждена постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 07.10.2015 №667 ( далее - Программа).
Программа разработана финансовым управлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №2593-р.
Целью программы являются: Создание условий для эффективного выполнения полномочий главных распорядителей средств бюджета муниципального образования «Енотаевский район» и муниципальных образований поселений, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский район».
Задачи программы: - создание условий для повышения качества работы и безопасности участников бюджетного процесса;
- создание условий для повышения качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса.
Характеристикой Программных мероприятий являются: создание условий для повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти района и органов местного самоуправления поселений, выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Исполнителем основных мероприятий Программы является финансовое управление администрации муниципального образования «Енотаевский район».
Объемами и источниками финансирования Программы является: бюджет муниципального образования «Енотаевский район» в размере 1605,0 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 535,0 тыс. руб.
2017 год - 535,0 тыс. руб.
2018 год - 535,0 тыс. руб.
Ожидаемыми конечными результатами Программы являются: - повышение уровня технической оснащенности финансового органа Района;
- поднятие на качественно более высокий уровень управления бюджетом при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение прозрачности бюджетной системы и бюджетного процесса;
- повышение уровня квалификации муниципальных служащих.
Достижение перечисленных результатов является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами.
Полный текст Программы находится:
- в финансовом управлении администрации муниципального образования «Енотаевский район» по адресу: 416200, Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка, ул. Кирова/Чернышевского/Коминтерна,60/21«а», 1этаж, кабинет №5.
- на официальном сайте администрации муниципального образования «Енотаевский район»: http://enotaevka.astranet.ru.
Верно: