«ШКОЛА - КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛОКОМОТИВ СЕЛА» Председатель Госдумы Астраханской области, секретарь политсовета АРО ВПП «Единая Россия» А.Б. Клыканов встретился с педагогическим коллективом Замьяновской СОШ. В серии встреч Председателя Думы с учителями сельских школ новоиспеченная Казачья школа Замьян стала третьей. Визит в Енотаевский район был продиктован не только интересом к новому статусу школы, но и к тому, как на местах обстоят дела с переходом на отраслевую оплату труда и введением единого государственного экзамена. |
Поздравив коллектив с прошедшим накануне Днем учителя, руководитель парламентариев коротко рассказал о текущем социально-экономическом положении в Астраханской области и основных параметрах областного бюджета на 2010 год: «...Не будем обманывать друг друга, год предстоит сложный, но, как и в уходящем 2009 году, социальные мандаты и государственные обязательства будут выполнены. В большей мере финансовые проблемы коснутся капитального и дорожного строительства - часть запланированных проектов пока начать не получится. Но те, что уже в процессе строительства завершать надо. Что касается межпоселковых дорог, то многое зависит от активности местного самоуправления. Пусть современную трассу пока проложить не на что, но подвезти песок, щебень, организовать работы можно». С вопроса о кризисе общение плавно перешло в русло нововведений. В сложившейся экономической ситуации даже школам все стороны своей деятельности приходится оценивать с экономической точки зрения. Критерий «выгодно-невыгодно», к сожалению, все чаще становится определяющим в образовании. Куда может привести такая политика? Как соблюсти баланс финансовых и педагогических интересов? - спросили учителя. Эту ситуацию глава единоросов прокомментировал, как неизбежную: «К коммерческим процессам в обществе относиться нужно спокойно, в них нужно участвовать, но конечно не перегибать палку». А.Б. Клыканов привел примеры негативного и позитивного опыта различных школ. Так, в одной из них результатом чрезмерной экономии стало закрытие спортивного зала ради экономии электричества. Однако, на поверку перерасход электроэнергии объяснялся обычной безалаберностью. Кладовые, коридоры и хозяйственные помещения освещались круглосуточно безо всякой необходимости. В целом новые условия дали больше самостоятельности школьным директорам. «В поездках, - рассказал А.Б.Клыканов, - Я видел примеры, когда грамотное управление делает школы настоящими экономическими локомотивами сел. Учебные заведения развиваются как поставщики самых разных услуг. Пока в одних школах с родителей собирают по копейке на пресловутый ремонт, спортивный инвентарь и даже канцелярские принадлежности, в других - организовывают приусадебные хозяйства, по вечерам организуют группы лечебной гимнастики и массажа для взрослых, в столовых пекут на продажу горячий хлеб и пироги и даже на заказ выращивают для фармацевтических заводов лекарственные травы. Школа зарабатывает на все собственные нужды, сохраняет ставки логопеда, психолога, социального педагога, выигрывает конкурсы и гранты, развивает дополнительное образование. Этим могут похвастать не все учебные заведения города. Конечно, тем, кто активен, и областные власти помогают охотнее». Замьяновскому педколлективу, как одному из самых оптимистически настроенных и трудолюбивых, тема реформы образования очень близка. Но не спросить Александра Клыканова о его личном отношении к единому государственному экзамену они все-таки не смогли. Александр Борисович отметил, что, несмотря на споры вокруг ЕГЭ, именно единый экзамен предоставляет ребятам гораздо больше шансов для поступления в ВУЗы, хотя не раз слышал претензии и от учителей из других районов по поводу некорректного содержания тестов. Возможно, для устранения недостатков в ЕГЭ законодательная инициатива понадобится уже в ближайшее время. Прозвучали и неожиданные вопросы. Замьяновские преподаватели обратились к председателю Госдумы с еще одним интересным, а для казачьей школы еще и актуальным, предложением: с разрешения руководства церкви перевести самые известные молитвы с церковно-славянского на русский язык. Это могло бы способствовать, по мнению учителей, более широкому распространению основ православия среди молодежи. В подтверждение своей заинтересованности в сохранении традиций народа, памяти о сельчанах учителя показали Александру Клыканову свой известный музей, рассказали о поисковом отряде, действующем с 1957 года. Оценивая работу школы, ее участие в жизни села, как очага культуры, А.Б. Клыканов заметил, что такой активности могли бы позавидовать многие городские учебные заведения. А его лично впечатлила система ролевых игр с настоящим школьным парламентом, выборами и голосованием. Это ли не кузница нового крепкого здравомыслящего поколения, прошедшего науку обществознания на практике и полностью подготовленного к взрослой жизни. Александра Борисовича равно волновала как внутришкольная, так и сельская жизнь замьяновцев. Участники встречи обсудили необходимость строительства водопровода и дорог в Замьянах и Новострое. Отвечая на этот вопрос, руководитель единоросов сказал, что областная поддержка оказываться будет, но адресно, с рассмотрением каждой конкретной ситуации. Многое уже сейчас зависит от готовности объекта и от готовности к работе самих органов местного самоуправления: «Ведь некоторые вопросы в селах могут решаться оперативно, без лишних эмоций, самостоятельно. Особенно там, где не требуются большие затраты, есть возможность трудоустроить людей на общественные работы. Чтобы чего-то достичь, нужно и самому потрудиться, и вашей школе это известно как никому другому». В завершении беседы педагоги рассказали Председателю Госдумы Астраханской области, что в Замьянах в преддверии предстоящих выборов прошло много разных встреч и на каждой из них сельчане обсуждали проблемы села, объем предстоящих работ. В целом у большинства появилось понимание того, что очень многое будет зависеть от избранных депутатов, их полномочий. Сегодня на народных представителей смотрят с надеждой - ведь они, изъявляя волю людей, исполняют и контролирующие, и представительные функции, именно депутаты могут поддержать, а могут и снять неработоспособного главу. С надеждой сельчане придут на выборы голосовать и за руководителя администрации - руководителя, умеющего слушать, работать, выстраивать диалог с земляками, областью и районом. Надежда БАТИНА |