kamsh12.jpg
 

Главная Image
НОВОСТИ
ВЛАСТЬ
ИСТОКИ
ДОКУМЕНТЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ЭКОНОМИКА
Формирование городской среды
Лучшие муниципальные практики
ЖКХ
ЛЮДИ РАЙОНА
СОЦПОЛИТИКА
ФИНАНСЫ
АГРОКОМПЛЕКС
ПРАВОПОРЯДОК
ПРОКУРАТУРА
ЗЕМЛЯ,АРХИТЕКТУРА, ИМУЩЕСТВО
АДМ.РЕГЛАМЕНТЫ
КАДРЫ
ОБРАЩЕНИЯ
МУНИЦИП.ЗАДАНИЯ
ИЗБИРКОМ
ЗАКУПКИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ
РОСРЕЕСТР
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА СКИОВО
СТОП-КОРРУПЦИЯ
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Служба ГО и ЧС
НАЛОГИ
ТУРИЗМ
Новости ФСС
СПРАВОЧНИК
СОБРАНИЯ ГРАЖДАН
ГОСУСЛУГИ
Транспорт, перевозки, безопасность
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА
Архитектура и градостроительство
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Статистика
Пользователей: 3653
Новостей: 14441
Ссылок: 3
Архив
НОВОСТИ arrow Новости района arrow Новости района arrow ЮБИЛЕЙ ХРАМА. ДОМ, ВОСКРЕШАЮЩИЙ ДУШУ
ЮБИЛЕЙ ХРАМА. ДОМ, ВОСКРЕШАЮЩИЙ ДУШУ | Печать |
22.07.2009 г.

 ЮБИЛЕЙ ХРАМА.
ДОМ, ВОСКРЕШАЮЩИЙ ДУШУ
Свято-Троицкий собор относится к архитектуре конца 19 века.
Его здание было построено неизвестными мастерами по проекту И.И. Шарлеманя в 1832 году...

Служители храма Свято-Троицкого собора до 1937 года

 Священником в то время был И.А. Москаленко, 1880 г.р., председателем церковного совета - Т.Л. Мозговой, 1892 г.р. По сведениям Т.А. Понамарёвой, жительницы села Енотаевка, Тихон Лаврентьевич был арестован 18.11.1937 года и приговорён к 10 годам лишения свободы за контрреволюционную разведку. Членом церковного совета являлся Ковалёв Константин Иванович, 1887 г.р. Старостой (ктитором) был Гуськов Пётр Фёдорович, 1872 г.р. Он также был арестован. Но накануне ареста в его отсутствие в доме был произведён обыск. В числе изъятых вещей были и церковные ценности (напрестольный крест и много другое). По сведениям внука Петра Фёдоровича, Гуськова Александра, на основании ст.1 Указа Президиума Верховного совета СССР от 16.01.1989 г. П.Ф. Гуськов и священник И.А. Москаленко были реабилитированы. Все они не признали в свой адрес никаких обвинений, отстаивали церковь и веру в Бога (цитата из обвинений заключения).

Кладбищенская церковь

В с. Енотаевка существовала и Казанская кладбищенская деревянная церковь, которая была разобрана в 1954-1957 гг. Из разобранных брёвен было построено 2 дома: ныне один находится наискосок от МОУ «СОШ с. Енотаевка» по улице Мусаева, другой - недалеко от православного кладбища. У церкви был свой приход со священником и клиром. На большие церковные праздники совершался крестный ход от Казанской церкви к Свято-Троицкому собору. Служитель церкви Шагин Пётр Андреевич был расстрелян Енотаевскими большевиками-революционерами в 1936 году на паперти (ступенях) собора за веру в Бога и отказ вступить в коммунисты. Похоронен П.А. Шагин на Енотаевском кладбище. На сегодняшний день могила потеряна. Жену его, Евдокию Акимовну, после расстрела мужа парализовало, и многие годы за ней ухаживала малолетняя дочь Таисия. Жили они впроголодь, побирались, Таисия зарабатывала на хлеб тем, что нянчила чужих детей. Повзрослев, она стала работать в прокуратуре, тайно ездила на службы в с. Никольское, за что и была уволена. Вскоре она перебралась жить в с. Никольское. Там жила при храме, читала Апостол, прислуживала в Алтаре. Примерно в 2001-2002 г. Таисия постриглась в монахини с именем Боголепа. Последние свои дни провела в с. Енотаевка в семье Трофименко, которые и дали сведения о ней и её родителях. Похоронена монахиня Боголепа на территории Никольской церкви за Алтарём.

Воскресная школа и Духовное училище

 Из воспоминаний старожилов, раньше при Свято-Троицком соборе действовала воскресная школа, которая располагалась в двухэтажном многоквартирном доме, расположенном рядом с храмом. В нынешнем здании ЗАГСа функционировало городское Духовное училище. Это здание имело второй деревянный этаж, который сгорел. В этом здании с 1940 года была общеобразовательная школа. Напротив собора через улицу Татищева, располагались дома священнослужителей. Ранее улицы Татищева не было, всё это была территория Свято-Троицкого собора.

 В 1937 году по решению большевиков собор был закрыт. Одновременно возник вопрос и о его сносе. Попробовали... Но раствор оказался настолько крепким, что вместе с ним крошились и кирпичи. Тогда было принято решение сделать из храма склады. Верующие долго не давали выносить иконы из храма, но всё напрасно... Большинство икон были вынесены, погружены на подводы и увезены, а затем, по словам очевидцев, все порублены на дрова и развезены по организациям для топки печей. Для сбрасывания крестов с купола тогда согнали школьников младших классов и вот, что они рассказали: «...за канаты взялись, а не тянем, боимся и друг другу шепчем: «Нельзя, Бог накажет!». Так и не смогли малолетних ребят заставить сбросить кресты. Начатую детьми работу закончили взрослые. С первой попытки не удалось сбросить и колокол с колокольни. Он был настолько большой, что его пришлось распиливать (раскалывать) на части. Так храм временно прекратил своё существование.

 Его разделили на два склада: в притворе хранили зерно, в другом месте - хозяйственные товары, а в алтаре стояла техника: мотоциклы, мопеды, велосипеды и т.д. Затем предпринималась попытка ещё раз получить разрешение на слом храма. Для фотографии в Москву «доброжелатели» с помощью чернил пытались создать иллюзию трещины, но тщетно. Экспертиза не подтвердила сведения о том, что храм дал трещину. Позже, в начале 70-х годов, из храма хотели сделать музей. Примерно в 1984-1986 гг. на средства сельского совета и по ходатайству зав. отделом культуры Ю.Д. Анишко храм был заново перекрыт. Годом позже священник Михаил из с. Сероглазка подсказал енотаевским прихожанам, что нужно опять хлопотать об открытии своего храма в с. Енотаевка. Было составлено письмо в г. Москва. С этой же просьбой ходили и к местным властям, но им отказали. Но с «верхов» пришёл ответ с разрешением на открытие храма с условием, если соберут церковную «двадцатку» (т.е. приходской совет). Сообщили в Епархию, обратились за помощью к астраханскому уполномоченному по делам религии. Дело сдвинулось с «мертвой точки». С приездом представителя из области и священника Цынько Василия на собрании при сельском совете была выбрана первая церковная «двадцатка».

 Отец Василий

Родился в Закарпатье в 1951 году. Будучи уже взрослым, много раз посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, так как очень уж привлекало Василия церковное пение, строгость служб, интерьер храмов и одежда священнослужителя. В своей жизни много повидал, работал строителем, занимался поставкой стройматериалов в г. Астрахань, пожертвованиями. Был заочно благословлен на учёбу в духовную семинарию Свято-Троицкой Лавры. Затем рукоположен в священники и служил в г. Ахтубинск Ивано-Златоуской церкви, Ивано-Предтеченской церкви, в Спасо-Преображенском соборе. После этого был направлен к нам, в Енотаевку, в Свято-Троицкий кафедральный собор для его восстановления.

Воскресение храма

В 1989 году начались работы по реставрации храма. Прихожанам пришлось много потрудиться по расчистке здания перед тем, как начать строительство. Над внутренней и внешней отделкой работали художники из Астрахани и Волгограда. Основные средства на восстановление выделялись Епархией. Первые несколько месяцев отец Василий и многие прихожане отдавали свою зарплату на ремонт, выручали пожертвования верующих... Вокруг храма стараниями отца Василия и прихожан были посажены и выращены пирамидальные тополя, синие ели, березы, липы и туя. Ровно 19 лет назад (12.07.1990 г.) на праздник Петра и Павла владыка Филарет отслужил литургию и провёл освещение собора. При батюшке Василии было пошито храмовое облачение, куплена церковная утварь, привезены колокола, иконы из Иоанно-Златоуской церкви. В сентябре 1991 г. отца Василия перевели в г. Астрахань - восстанавливать монастырь. Вечной памятью отцу Василию будут воздвигнутые им в нашей области три храма.

Храм сегодня

 На место отца Василия на приход приехал назначенный отец Владимир Лебедев. Ремонтно-восстановительные работы продолжали идти своим чередом: написаны и отреставрированы многие иконы, на колокольню Свято-Троицкого собора воздвигнут новый шпиль. В 2004 году отец Владимир ездил в Свято-Троицкую Лавру в Гефсиманский скит, прикладывался к мощам Варнавы Гефсиманского, прикладывал к ним образочки. По приезду домой все они были розданы прихожанам, а одна из икон была подарена псаломщице, которая вскоре замироточила и заблагоухала. В этом же году певчие храма заметили благоухание. Сначала они не могли понять, откуда оно идет? Благоухала ножка Спасителя. По благословению отца Владимира эта икона была спущена вниз на поклонение, служили перед нею акафисты (пение, форма церковной поэзии). Для неё был заказан специальный кивот (ящик, в который ставятся иконы или рамы со стеклом для образа) куда её и поместили. После этого икона ещё больше просветилась и стала мироточить, от масла лампады перед иконой «Валаамская» стали происходить исцеления. Также, замироточили привезённые отцом Владимиром иконы из Боголюбова. На них появились большие пятна, которые постоянно увеличивались, пока не покрыли все иконы. На аналое с правой стороны храма находится ещё одна чудотворная икона с частицей мощей святого «Архиепископ Лука», написанная иконописцем о. Владимиром. Мироточение икон часто происходит перед какими-либо событиями. В последний раз это было перед трагическими действиями в Южной Осетии. С 2003 года по благословению отца Владимира в начальных классах МОУ «СОШ с. Енотаевка» были введены уроки православной культуры, которые продолжают функционировать по настоящее время.

Храм - это дом Божий, и он с любовью, на протяжении всей истории своего существования, собирает в себя всех, кто ищет, находит и любит Бога и, старается послужить ему, как только может...

По материалам А.Н. Анашкиной подготовила Ольга Маркова.

 
« Пред.   След. »
   

Locations of visitors to this page Image Image
 
           
Image Image Image  Работник, знай свои права!  

© Администрация муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области   416200, Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка ул. Кирова/ул. Чернышевского/ул. Коминтерна 60/ 21 «а»/57 «а» e-mail: glava.en.rayon@mail.ru