Руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 № 4/2009-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области», постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 13.11.2009 № 932 а «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в администрации муниципального образования «Енотаевский район», распоряжением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 23.08.2013 № 276-р «О разработке ведомственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год»».
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год» (приложение 1) (далее-Программа).
2. Финансовому управлению администрации муниципального образования «Енотаевский район» (Марышева) предусмотреть финансирование программных мероприятий в проекте бюджета муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год.
3.Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования «Енотаевский район от 20.08.2012 №332 «Об утверждении ведомственной целевой Программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2013 год» с 1 января 2014 года.
4.Информационно-кадровому отделу администрации муниципального образования «Енотаевский район» (Батина) разместить настоящее постановление с приложением на официальном сайте администрации муниципального образования «Енотаевский район» и опубликовать в газете «Енотаевский вестник» настоящее постановление и краткую информацию о Программе (приложение 2).
5. Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации муниципального образования «Енотаевский район» по экономике и жилищно-коммунальному хозяйству Незнаева В.С.
Глава муниципального образования
«Енотаевский район» С.И. Михеев.
| Утверждена постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 01.10.2013 № 611 Приложение 1 |
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕНОТАЕВСКИЙ РАЙОН» НА 2014 ГОД"
Паспорт Программы
Наименование ведомства | Отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования «Енотаевский район» |
Наименование Программы | "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: -Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ; - Закон Астраханской области от 20.02.2009 № 4/2009-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области»; - Постановление администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 13.11.2010 № 932а «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в администрации муниципального образования «Енотаевский район»; - Распоряжение администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 23.08.2013 № 276-р «О разработке ведомственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район на 2014 год». |
Регистрационный № и дата внесения Программы в реестр в отделе экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования «Енотаевский район» | № 12 от 30.09.2013 |
Цель и задачи | Цель Программы: |
-создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район». Задачи программы: |
- обеспечение благоприятного климата для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район»; |
- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок; |
- развитие финансовой, информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район»; |
- повышение квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства . |
Характеристика Программных мероприятий | Проведение мероприятий, направленных на: - формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район»; - пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности; - обеспечение финансовой, информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства; - развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства |
Сроки реализации Программы | 2014 год |
Исполнители основных мероприятий Программы | Отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее отдел). |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы — 95,0 т. руб., в том числе бюджет муниципального образования «Енотаевский район» - 95,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - увеличение производимых субъектами малого и среднего бизнеса товаров (работ, услуг) ; |
-прирост количества рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства |
- увеличение налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям; |
- увеличение средней заработной платы в субъектах малого и среднего предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям |
1. Характеристика (содержание) проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год" ( далее - Программа) разработана отделом экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее-отдел) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Астраханской области от 20.02.2009 № 4/2009-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области», постановлением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 13.11.2010 №932а «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в администрации муниципального образования «Енотаевский район»», распоряжением администрации муниципального образования «Енотаевский район» от 23.08.2013 № 276-р «О разработке ведомственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2014 год».
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы хозяйствования на территории муниципального образования «Енотаевский район» (далее -Енотаевский район).
Успешное развитие малого и среднего предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, на достижение которых ориентирована данная Программа.
Объектом Программы являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие критериям, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ.
Предмет регулирования — содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Енотаевского района.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее- индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства), отвечающие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
С развитием малого и среднего предпринимательства связано улучшение инвестиционной привлекательности района, повышение капитализации и совокупной отдачи районных ресурсов. Но главное, что малое и среднее предпринимательство может стать мощным инструментом инновационного развития района, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику района и их эффективное приумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей района.
Согласно Программы социально-экономического развития Енотаевского района на средне- и долгосрочную перспективу, одной из главнейших задач является создание на территории Енотаевского района благоприятных условий для развития деятельности и деловой активности всех субъектов хозяйственной деятельности, особенно представителей малого и среднего бизнеса.
Учитывая, что целью Программы в новых условиях развития России может быть только обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Енотаевского района.
При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:
- несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития малого и среднего бизнеса, и частое внесение изменений в действующие законодательные акты;
-наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
-неразвитость объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
-дефицит финансирования;
-слаборазвитые механизмы самофинансирования;
- отсутствие действующих механизмов микрофинансирования малых предприятий;
- ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- нехватка квалифицированных кадров;
- высокая ставка обязательных страховых взносов.
По данным сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Енотаевского района число субъектов малого предпринимательства в 2010 году составило -1420 единиц, в 2011- 1287, в 2012 -1209.
Снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства связано с закрытием микро и малых предприятий, в связи с финансовой нестабильностью предприятий, низкой платежеспособностью населения. Из- за отсутствия стабильной работы и заработка граждане уезжают в другие области на постоянное место жительства.
В связи с увеличением в два раза уплаты обязательной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для предпринимателей — до 35 тысяч рублей в год в начале 2013 года резко снизилось количество предпринимателей. В период с 01.01.2013 г по 01.04.2013 г на территории Енотаевского района закрыли свою деятельность 94 предпринимателя.
При среднегодовой численности постоянного населения в Енотаевском районе в 2010 году 26,860 тыс. человек, число субъектов малого предпринимательства в 2010 г составило 528,67 единиц на 10,0 тыс. человек населения, в 2011 году при среднегодовой численности постоянного населения 26,690 тыс. человек - 482,2 единицы, в 2012 г при среднегодовой численности 26,496 тыс. человек- 453,6 единицы.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и микропредприятий в 2010 году составила 728 человек, в 2011 году- 535 человек, в 2012 году- 449 человек. Снижение данного показателя в 2012 г по сравнению с 2011 годом на 16,1 % связано с закрытием микропредприятий.
Однако снижение численности субъектов малого предпринимательства не сказалось на обороте малых предприятий Енотаевского района. В 2010 г оборот малых предприятий составил -212,2 млн. руб., в 2011 г- 240 млн. руб, в 2012- 239,76 млн. руб.
В 2014 и 2015 годах в Енотаевском районе планируется небольшой рост численности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет незначительного роста крестьянско- фермерских хозяйств и предпринимателей в рамках реализации программы по содействию занятости населения.
Итогом реализации ведомственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2012 год», в рамках мероприятий информационной поддержки малого и среднего бизнеса Енотаевского района стало оказание финансовой поддержки из областного бюджета действующим субъектам малого и среднего предпринимательства Енотаевского района. В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2008 № 674-П "Об утверждении Положения об оказании государственной поддержки малым предприятиям Астраханской области и объектам инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующим программы по энергосбережению" в 2012 четверым главам КФХ, реализующим программы по энергосбережению, оказана государственная поддержка в сумме 1717,9 тыс. рублей (субсидирование затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов (в размере 50 процентов документально подтвержденных затрат, но не более 400 тыс. рублей). В 2012 г Астраханским микрофинансовым центром по программе «Создание бизнеса» выдан микрозайм в сумм 100,0 тыс. рублей индивидуальному предпринимателю Енотаевского района. Процентная ставка по договору займа - 10% годовых. В 2012 г финансовой государственной поддержкой воспользовалось незначительное количество субъектам малого и среднего предпринимательства Енотаевского района, так как основная масса малых предприятий Енотаевского района занята в сфере услуг и торговли, основной потребностью которых является пополнение оборотных средств, а государственная поддержка в основном направлена на стимулирование развития бизнеса, компенсацию вложений в основные фонды.
В ходе реализации ведомственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Енотаевский район» на 2012 год» субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлялись консультации по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, о микрофинансировании, о предоставлении кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства кредитными организациями, о социальном предпринимательстве и другим вопросам, проводилась выставка- продажа продовольственных товаров местного производителя районного союза потребительских обществ (Шапошников П.Н.), были изготовлены каталоги продовольственной продукции местных товаропроизводителей Енотаевского Районного союза потребительских обществ и индивидуального предпринимателя Рафаилова В.М., изготовлены три баннера на тему сохранения природы Енотаевского края. В рамках мероприятия программы «Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по предпринимательству при Главе МО «Енотаевский район», в 2012 г проведено четыре заседания совета по предпринимательству при главе муниципального образования Енотаевского района. На заседаниях совета обсуждались вопросы:
- благоустройство территорий розничной и оптовой торговли с. Енотаевка;
- региональная политика кластеров Астраханской области;
- информирование субъектов малого и среднего бизнеса о получении господдержки;
- о санитарном состоянии территорий поселений Енотаевского района;
- о проведении выставки- продажи товаропроизводителей Енотаевского района.
В рамках мероприятия программы «Информационно-аналитическое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения муниципального образования «Енотаевский район» организован и проведен семинар «Современные техники стрижки волос, Вечерняя прическа» для парикмахеров Енотаевского района. В рамках мероприятия программы «Проведение конкурсов, фестивалей по видам бытовых услуг» организован мастер-класс по парикмахерскому искусству.
Все эти выполненные мероприятия Программы - это «капля в море». А ведь потенциал малого предпринимательства Енотаевского района необходимо использовать в решении важнейших социально-экономических задач:
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- сокращение доли неэффективных производств;
- развитие инновационного движения с целью насыщения рынка отечественными товарами и услугами, способными конкурировать с зарубежными аналогами;
- обеспечение занятости населения;
- формирование среднего класса, способствующего социально-экономической и политической стабильности общества.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства определены:
- инновационная сфера;
- производство продовольственных и промышленных товаров;
- производство и переработка сельхозпродукции;
- оказание социально значимых и потребительских услуг населению;
- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
- сфера ЖКХ;
- экологическая и природоохранная деятельность;
- индустрия развития сервиса туризма и обустройство природных памятников;
- реализация инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места.
Наиболее значимой проблемой, сдерживающей во все годы развитие малого бизнеса, является несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов.
На пути развития малого и среднего предпринимательства продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. У малого и среднего предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах.
У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг.
Существующие трудности не разрушают малое и среднее предпринимательство, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.
Если не менять муниципальную политику и не совершенствовать систему поддержки малого и среднего предпринимательства, то в условиях существующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса Енотаевского района может быть исчерпан. Необходимо вводить новые формы муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут представлять собой механизм преодоления существующих трудностей в развитии и ведении предпринимательской деятельности.
Государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики органов местного самоуправления Енотаевского района.
Малое и среднее предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе работающего населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
Реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Енотаевском районе предусматривает, что главной задачей его развития является оказание государственной и муниципальной поддержки малым и средним предпринимателям Енотаевского района путем оптимизации использования финансовых ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом.
Программно-целевой подход направлен на решение ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства путем реализации следующих мероприятий:
- эффективное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малых и средних предпринимателей на базе существенного увеличения производительности труда;
- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Енотаевского района , прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;
- структурирование и формирование в Енотаевском районе независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы;
- развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства;
- развитие микрофинансирования (фондов, потребительских кооперативов);
Реализация указанных мероприятий позволит повысить уровень развития малого и среднего предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к современному развитию предпринимательства Енотаевского района.
Отделом разработана Дорожная карта внедрения Стандарта деятельности органов местного самоуправления Енотаевского района по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории Енотаевского района (далее- Стандарт), утвержденная постановлением администрации Енотаевскго района от 02.09.2013 № 507. Настоящая Программа является одним из этапов реализации Стандарта, который призван улучшить инвестиционный климат в Енотаевском районе, разработать инвестиционную стратегию Енотаевского района, установить принципы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, минимизировать административные барьеры, обеспечить бизнес инфраструктурой, кадрами и многое другое.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на территории Енотаевского района.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития Енотаевского района, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию среднего класса в обществе.
Для достижения целей Программы должны решаться следующие задачи:
- обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства Енотаевского района;
- развитие финансовой, информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства Енотаевского района;
- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Енотаевского района;
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности на территории Енотаевского района;
- повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности
Ожидаемыми результатами, характеризующими решение поставленных задач, станут:
-увеличение производимых субъектами малого и среднего бизнеса товаров (работ, услуг)
- количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства увеличится на 10 рабочих мест;
-увеличение налоговых поступлений в бюджет Енотаевского района от субъектов малого и среднего предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям на 5 %;
-увеличение средней заработной платы в субъектах малого и среднего предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям на 10 %.
Планируемые показатели эффективности реализации Программы представлены в таблице 1 настоящей Программы.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2014 год. Программа реализуется в один этап.
5. Перечень основных мероприятий Программы.
Основные направления мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках Программы, планируемые показатели результатов их выполнения, исполнители, сроки исполнения, источники финансирования представлены в таблице 2 настоящей Программы.